Доменико Нордио, скрипка (Италия)Михаил Лидский, фортепианоВыдающийся композитор Людвиг ван Бетховен был смелым пианистом, поражавшим современников дерзкой манерой игры. Однако великого виртуоза не оставляла мечта научиться играть на скрипке — инструменте, составлявшем неотъемлемую часть любительского музицирования в Вене. На смычковом инструменте пианиста учили играть друзья Венцель Крумпхольц и Карл Аменда.
Последний, услышав игру новоявленного скрипача, взмолился: «Сделай милость, перестань» — настолько скверно играл Бетховен. Композитор пробовал исполнять на скрипке и свою Первую скрипичную сонату. Но и здесь его ждала неудача: «Музыка получалась поистине жуткая, ибо в пылу вдохновения он не слышал, что играет пассажи с неверной аппликатурой», — вспоминал аккомпанировавший ему за фортепиано Фердинанд Рис.Игорь Стравинский не любил слушать скрипку и фортепиано.
Его мнение изменил скрипач Самуил Душкин, которому Стравинский посвятил Концерт для скрипки с оркестром. В этом человеке, «помимо замечательных способностей прирождённого скрипача», композитор ценил «музыкальную культуру, тонкость понимания и исключительную самоотверженность в профессиональной работе». Для него Стравинский сделал камерные переложения некоторых своих оркестровых произведений: так родилась Итальянская сюита для скрипки и фортепиано на темы из балета «Пульчинелла».В сотрудничестве с другим виртуозом появилась Вторая скрипичная соната Сергея Прокофьева.
Сделать скрипичную версию Флейтовой сонаты предложил Давид Ойстрах — близкий друг композитора и его постоянный партнёр по шахматам. По совету музыканта Прокофьев ввёл в сонату двойные ноты и аккорды скрипки, флажолеты, смены игры смычком и pizzicato.ПрограммаI отделениеСтравинскийИтальянская сюита для скрипки и фортепианоБетховенСоната № 1 для скрипки и фортепиано ре мажор, op. 12, № 1II отделениеШуманТри романса для скрипки и фортепиано, оp.
94ПрокофьевСоната № 2 для скрипки и фортепиано ре мажор, op.

Добавить комментарий