Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», ГАСК, дирижёр – В. Полянский

Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», ГАСК, дирижёр – В. Полянский

Весна-красна — Людмила Кузнецова, меццо-сопраноДед Мороз — Руслан Розыев, басСнегурочка — Юлия Томина, сопраноЛель, пастух, — Евгения Сегенюк, меццо-сопраноКупава — Екатерина Чудотворова, сопраноЛеший — Олег Полшков, тенорМасленица, соломенное чучело, — Юрий Зеленин, басБобыль Бакула — Максим Калинин, тенорБобылиха — Яна Усачёва, меццо-сопраноЦарь Берендей — Максим Сажин, тенорБермята — Андрей Чеснов, басМизгирь — Евгений Либерман, баритонПервый бирюч — Олег Полшков, тенорВторой бирюч — Александр Шанин, басЦарский отрок — Мария Шевченко, меццо-сопраноГосударственная академическая симфоническая капелла РоссииДирижёр — Валерий ПолянскийХудожественное оформление и создание образов концертной версии:Вадим АндреевВиктор МурашевВиктория СмольниковаОперу «Снегурочка» Римский-Корсаков написал по современной пьесе Александра Островского, которую он прочитал в 1874 году, сразу после публикации.

Весенняя сказка о холодной девушке Снегурочке, которая растаяла, познав чувство любви, не сразу вызвала отклик у композитора. Замысел оперы возник через несколько лет, когда публикация снова попалась в руки музыканту. Повторное чтение пьесы привело Римского-Корсакова в восторг: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу».Разрешение на использование сюжета Римский-Корсаков спросил у Островского лично.

Драматург любезно принял музыканта, охотно дал своё согласие и подарил композитору экземпляр сказки. Либретто Римский-Корсаков составил сам, совсем немного изменив стихотворный текст Островского. Готовая опера, услышанная писателем позднее, произвела на него неизгладимое впечатление: «Музыка Корсакова к моей „Снегурочке“ удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».Работа над оперой велась в поэтичном имении Стелёво, недалеко от Петербурга.

Старый дом, тенистый сад с фруктовыми деревьями, деревенская глушь — всё вдохновляло композитора на создание в музыке образов природы, к которой он относился особенно чутко: «Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес „Волчинец“ — заповедным лесом; голая Копытецкая горка — Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших или других чудовищ». Один из мотивов Римский-Корсаков точно записал по слуху с пения жившего у него в клетке снегиря.Основу музыкального стиля оперы составляет русская народная песня.

Римский-Корсаков позаимствовал некоторые напевы из собственного сборника «100 русских народных песен» (1877), в котором он собрал и гармонизовал былины, протяжные, плясовые, игровые и обрядовые песни. Остальные мелодии были настолько удачно сочинены им в народном духе, что критики поверили в их подлинность и обвинили композитора в неспособности создавать собственные мотивы.Дирижёр Эдуард Направник, руководивший премьерой оперы в Мариинском театре в 1882 году, заявил, что сочинение это «мёртвое» и «затянутое» и успеха иметь не может.

Сегодня «Снегурочка» остаётся одной из самых репертуарных опер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Афиша Москвы – билеты на концерты, выставки, спектакли, в театры и музеи.